Gang Starr: Пока не кончится джаз
Честное слово, если бы Gang Starr не
существовали в действительности, их следовало бы придумать. Ведь, как не крути,
а всех нас тянет к вещам высшего порядка. И если в хип-хопе и есть кто-то
заслуживающий стать эталоном - это "Ганги", Примо и Гуру.
Они никогда слишком не напрягались, не были
излишне популярны, но, тем ни менее, вряд ли вам удастся найти хип-хоп группу более легендарную и влиятельную, чем Gang Starr. DJ Premier
и Guru, выполняющие в этом дуэте роли продюсера и лирика соответственно, в
начале 90-х годов установили свой стандарт хип-хоп музыки, выпустив два
альбома: "Step in the Arena" (1991) и "Daily Operation"
(1992). С тех самых пор и критики, и слушатели восхищенно заглядывали им в рот
(авось чего неожиданное сможем увидеть) - Premier'a
ценили за его способность делать биты и уникальный джазовый саунд, а Guru - за
великолепную читку и социально-адекватные тексты.
Со временем, Premier стал
одним из самых востребованных продюсеров Нью-Йорка, творившим хиты лучших МС
города Большого Яблока: Notorious
B.I.G., Nas, Jay-Z, KRS-One и других, имя им легион. Guru, в свою очередь,
работал со многими известными артистами: Roy Ayers, Donald Byrd, N'Dea
Davenport, M.O.P., Jeru The Damaja, не забывая и о сольном творчестве. Хотя,
говорить о "Jazzmatazz, Vol. 1", пластинке вышедшей в 1993 году, как
о сольнике Guru по меньшей мере банально, столь велик,
вклад приглашенных им музыкантов. По сути Guru сделал невозможное - доказал,
что хип-хоп может быть не притивным речитативом под бит ди-джея, но сложнейшей
и фантастически красивой музыкой. Лучшим подтверждением исключительности этой
пластинки стали восторженные отзывы джазменов - публики, в кругах которой
получить респект, еще сложнее, чем в хип-хопе. Тем не менее, 11 лет назад
первый диск из трилогии "Jazzmatazz" увидел свет. Сказать о нем
"опередил время" - уж лучше промолчать... Великий диск! Именно такие
пластинки должны быть в числе 100 лучших альбомов всех времен и народов, а не
творчество богатых фуфлогонов, не умеющих нормально пропеть три ноты. Guru, при
помощи Roy Ayers, Donald Byrd, Mc Solaar распахнул двери восприятия, открыв имеющим уши совершенно иной хип-хоп, получивший гордое имя
streetjazz.
Обладая колоссальным творческим потенциалом
Гуру и Примо пошли на шаг, непостижимый для современного хип-хопа - Gang Starr,
основная группа, стала по сути побочным проектом,
творческой лабораторией парней, сфокусировавших свои усилия на сольных
карьерах, фичерингах, семье Ill Kid. Альбомы у команды, слава Богу, выходили, и
очень даже впечатляющие, начиная с "Hard to Earn" в 1994, но
обыватели считали, что пик популярности дуэта остался в
начале 90-х и только фэны воспринимали каждый новый релиз, как очередное
возвращение титанов.
Здесь стоит сделать ремарку и рассказать о том,
как Premier и Guru начинали, благо есть о чем
поговорить. Первым диском команды стал "No More Mr. Nice Guy"
(пластинка 1989 года), амбициозный альбом с претензией
на перенос джазового духа в хип-хоп. Амбициозный или
нет, но умы масс он не покорил (хотя на нем были ставшие классическими трэки,
типа "Manifest"), и Gang Starr взяли двухгодичный тайм-аут, чтобы
обдумать следующий шаг. И вернулись... С новым альбомом и новым подходом. Сработало! Выстрелило! "Step in the Arena" (1991)
был принят на "ура", благодаря все тем же битам и, конечно, текстам. Premier вырос и стал
процветающим продюсером и ди-джеем по совместительству, который мог творить с
музыкой чудеса, а из джаза делал что-то невероятное. Естественно, не канул в
Лету и Guru. Его грамотные, вдумчивые, а главное, искренние тексты выгодно
выделялись на фоне пошлого материализма других исполнителей и сразу же находили
отклик в сердцах слушателей. Годом позже свет увидел "Daily
Operation" (1992). Если "Step in the Arena" был и остается
шедевром, то и его последователь ни в чем не уступает, даже наоборот, служит
доказательством растущего мастерства Gang Starr.
Пока "Step in the Arena" и
"Daily Operation" восхищали критиков и уличных слушателей, массовой
"хитовости" за ними не наблюдалось - Gang Starr оставались чем-то
вроде культовых фаворитов. Песни "Just to Get a Rep", "Step in the
Arena", "Lovesick", "Take It Personal", "Ex Girl
To Next Girl" и "Soliloquy of
Chaos" стали классикой андеграунда, но никогда не переходили в ряды бестселлеров. Несмотря на репутацию Premier'a, как хитовых дел
мастера, Gang Starr открыто отвергали массовое признание и отказывались
подгонять свой стиль под какой-то модный бренд.
"Hard to Earn" (1994) в который раз подтвердил их анти-коммерческую
политику, и содержал такие хиты, как "Mass Appeal", "Code of the
Streets", "Tone 'o' Gunz".
В 1995 году, на Chrysalis, подразделении EMI
вышла вторая пластинка Guru из серии Jazzmatazz - "Jazzmatazz, Vol.2: The
New Reality". Диск получился просто феерическим - если первый
"JazzMatazz" был прорывом, второй уносил в заоблачные
дали! На звание шедевра могла претендовать практически любая песня: от культовой "Lifesaver" до восхитительной
"Medicine" с легендарным Ini Kamoze. Guru собрал в рамках альбома
талантливейших персонажей: обладетеля уникального вокала Jamiroquai, знаменитейшую Chaka Khan, интереснейших The Solsonics,
ветерана Kool Keith, Bahamadia и многих других, сделавших эпохальный альбом.
Фактически, никому по сегодняшний день так и не удалось создать произведение
такого размаха в хип-хопе и стрит-джазе. Не помогают ни миллионы, ни желание. Очевидно нет того, что можно охарактеризовать словом
"волшебство". Просто нет. Бог был здесь, но уже ушел...
После "JazzMatazz Vol.2" последовала долгая пауза и злые языки распускали сплетни, о
том, что Gang Starr "закрыты". Ничуть не бывало! Группа выпустила
следущий альбом, "Moment of Truth", в 1998 году. И снова отменный хип-хоп: "Royalty", "Above the Clouds", "You Know My
Streets", "The Militia". Несмотря
на долгое отсутствие Gang Starr, Premier и Guru в очередной раз подтвердили
свою состоятельность.
К десятилетию группы, в 1999 году, издан
отличный двойник "The Best Of..." - сборник лучших вещей группы,
ставший наградой для поклонников и подчеркнувший лучшие моменты из творческой
жизни дуэта.
В начале статьи проскользнула фраза
"...трилогии "JazzMatazz". Конечно, после "Best'a"
свет увидел третий диск знаменитой серии, "Guru's JazzMatazz:
Streetsoul". Вышедший в 2000 году, альбом не разочаровал поклонников
мэтра, хотя и был "шагом в сторону". Если с профессиональной точки
зрения придраться не к чему: все безупречно начитано-спето-записано, сомнения
вызывает некоторый крен в сторону "простоты", опять же в качестве
приглашенных гостей засветились Craig David и Bilal. С другой стороны, кто
сможет возратить против того, что песни с Erykah Badu ("Plenty"), The
Roots ("Lift Your First"), Angie Stone ("Keep Your
Worries") не тянут на супер-хиты? "Новое время диктует новые
ценности" - сказал как-то один мой знакомый продюсер. Простим Гуру?
Конечно, как-никак Миллениум...
Новое тысячелетие началось для Guru с альбома
"Baldhead Slick&Da Click" (2001) и положа руку на сердце - с
первого провала. Примечательно, что "B.S.D.C." коренным образом
отличается от всего, что он делал ранее. В нем нет и намека на джаз-саунд,
тексты носят брутальный характер и очень много приглашенных гостей. Guru собрал
под свои знамена команду выдающихся мс: Ice T, Treach
(Naughty by Nature), Killah Priest, Big Shug, и не менее знаменитых продюсеров:
Pete Rock, Primo, Alchemist. Обилие "имен" не помешало альбому стать посредственной записью, оцененной на "две звезды".
Песни вроде и вызывают доверие, особенно"Underground Connections",
"Niggaz Know", "Back 2 Back", но не более того. Проходной
материал. Из действительно серьезных шагов можно отметить разве что обложку, на
которой, кроме фото Guru нет ничего. Не единой надписи! Это как же надо верить
в себя!
"Искупление грехов" состоялось через
два года. Gang Starr, как вы наверняка заметили, лучше работается с временными интервалами между альбомами. Два года, три,
четыре... "The Ownerz" - последний на сегодняшний день альбом группы.
Альбом получивший высочайшие оценки. Безусловно, один
из лучших альбомов эпохи Эминема. "The Ownerz" - это возвращение к
корням, когда бит был суровым, вокал чувственным,
рядом были друзья и огромное стремление выразить своё "Я" не покидало
ни на секунду. СМИ за бряцаньем браслетов dirty south, понтами 50, взаимными бифами-диссами и прочей требухой разглядели
героев. Не важно сколько лет Гуру и Примо. Совершенно
не важно, что их клипы просты, а сами они не украшают собой обложки The Source
и Vibe. Эти люди проходят по другому ведомству. Даже, казалось бы насквозь коммерциализированные Snoop Dogg и Jadakiss
звучат на их альбоме "благородно". Что уж говорить о великолепных
M.O.P. и Krumbsnatcha! Всё в масть: "Who Got
Gunz", "Sabotage", "Skills", "Put Up Or Shut
Up". Альбом на пять звезд, без
вопросов. Тем приятней, что "фирменный" диск упакован бонус-видео с
интервью команды и отрывками с концертных выступлений. Пока дождешься, что
парней покажут по тв можно состариться, а так врубил диск и: "Здоров,
Гуру! Ваззап, Примо?!"
Подводя итог - на
официальном сайте Guru выложена информация о том, что выход нового альбома
"Guru Version 7.0"не за горами. Два сингла с него, "Cave It" и "Surviving Tha Game"
уже поступили в продажу. Запасаемся терпением...
ИСТОЧНИК: www.rap.ru